Тантра"левой" и "правой" руки
Сам тезис «тантра» обозначает в прямом смысле слова «сцепление», а в переносном – «сокровенное знание». Тантра является методом, или путём достижения Просветления, который помогает практикующему её человеку обрести состояние будды на протяжении одной жизни, правда и с большими усилиями. Вместе с этим, влечение к достижению Просветления выступает в большей части альтруистическим, так как, на основании учения махаяны в целом и ваджаяны в частности, чем сущность ближе к Просветлению, тем больше она пытается оказывать помощь другим, которые идут данным путём.
Корни тантризма углубляются в доарийскую Индию, в магию сельской общины, в культ матери-богини, в большинстве объединённую с сексуальными ритуалами. Учение о тантризме выросло из таких верований, вобрав за основу представление о равенстве макро- и микрокосма, мироздания и человека, так как всё возводится к единению двух начал – мужского и женского. Исходя из того, какое начало будет признано главенствующим, Тантра» подразделяется на «левую» и «правую».
Тантра «правой руки» царит в Индии, ею признаётся ведущее мужское, активное начало. В индийских ритуалах единение мужского и женского начал отражается в реальном половом акте.
Тантра «левой руки» является тантрой буддийской. Там ведущим началом признано женское, которое символизирует мудрость. Соитие двух начал в монашеской тантре, конечно, может быть лишь символичным.
В тантре «левой руки» чувствуется сильное воздействие шактизма, где в качестве объекта поклонения выступает Деви — супруга бога Шивы. В данной тантре, равно как и в шиваизме, всякое мужское божество обладает своей божественной супругой-шакти. С ней он соединяется в вечных объятиях. Как утверждает тантрическая традиция, боги становятся мудрыми и могучими лишь благодаря соитию со своими шакти.
Женская энергия (шакти) , запредельная мудрость (праджня) являются сплавом мудрости и женственности, которые сливаются в образе Праджняпарамиты. Она, будучи с самого начала махаяническим текстом, деинфицируется в тантре и преображается в глубоко почитаемую богиню, «матерь всех будд». «Подобно матери, которая выводит ребёнка на дорогу, Высочайшей Мудростью показывается буддам их самый лучший путь».
Мудрость, представленная женским началом, значится разлитой в мире, имманентно существующей. Мужское начало является методом («упайей»), при помощи которого познаётся мудрость. Символом метода выступает ваджра, то есть атрибут большого числа божеств.
Ещё одной чертой тантры «левой руки» выступает наличие значительного количества грозных божеств, которые представляют собой воплощение сил. Данные силы трансформируют все негативные эмоции в мудрость. Кроме того, тантра «левой руки» - это детально разработанный ритуал созерцания.
Тибетская тантра состоит из четырёх классов тантр:
- Крия-тантра (тантра действия). Она предполагает совершенствование через проведение ритуала;
- Чарья-тантра (тантра выполнения). В ней медитация и ритуал признаются равнозначными;
- Йога-тантра. В основе этой тантры заложена йогическая медитация;
- Ануттара-йога-тантра (тантра высшей йоги). В её практике главным выступает постижение единства противоположных начал, недвойственности мироздания.