Практики и путь Тантры
Тантрический путь сопряжён с производством ежедневно изменяющихся требований духовной дисциплины (садханы) и производством традиционных форм служения Богу, которые характерны для определённой школы. Многие из тантрических школ жёстко придерживаются ритуального служения, однако при этом личной инициативе ученика придаётся существенное значение, а без неё невозможна успешность духовного роста. Соблюдение большинства правил и формальностей способствует дисциплине ума и укреплению воли тантриста.
Три важных аспекта садханы – почитание учителя, приверженность пути и крепкая воля ведут к осознанию того факта, что Божественное – вездесуще и, вследствие этого, преисполнено Истиной при любых обстоятельствах. Данное знание, приобретённое милостью гуру или самостоятельно, ведёт к освобождению. Мантры, ритуалы и все другие техники представляют собой только вспомогательные средства. Они рассчитаны на ликвидацию факторов, затеняющих сознание и искажающих Реальность.
В зависимости от определённой школы, тантрические методики могут обладать теми или иными особенностями. В течение столетий мастерами Тантры совершенствовались разнообразные подходы к садхане. Все пути Тантры рассчитывались на достижение великой самореализации и вероятного завершающего освобождения.
Так, буддийской «Садханой-малой» упоминается триста двенадцать садхан, или способов поклонения, дополненных ритуалами, мантрами и визуализацией. Было подсчитано, что около восьмидесяти процентов материала, входящего в состав тантрических текстов, так или иначе связаны с ритуальной практикой, что является довольно характерным для совокупного тантрического подхода. Ритуалы делятся на внешние и те, которые обозначаются антар-йогой (внутренним жертвоприношением»). Данные две формы формируют йогу самотрансформации. Некоторые из тантр за основу взяли широко известную модель, сформулированную Патанджали в «Йога-сутре».
Он в краткой форме описал семь анга (направлений):
1. Яма – это моральный запрет, который реализуется в качестве правдивости, непричинения зла, целомудрия, бескорыстия, честности. Данные добродетели должны ликовать во все времена, на всех уровнях и повсеместно.
2. Нияма – это самоограничение в качестве терпимости, приверженности к чистоте, аскетизма, учения и поклонения Господу-Богу.
3. Асана – это поза, оказывающая помощь в противостоянии атакам противоположностей (как например, холод и жара, влажность и сухость).
4. Пранаяма – в буквальном смысле означает «расширение жизненной энергии», выполняемое с помощью контролирования дыхания.
5. Пратьяхара – это подавление чувств.
6. Дхьяна – медитация, которая представляет собой углубленную внутреннюю сосредоточенность, с трансформацией в целостное сознание.
7. Дхарана – сосредоточение, концентрация внимания на избранном объекте, будь то графический образ божества или мантра.
8. Самадхи – буквально экстаз или «воссоединение», который выражается в полном соитии с объектом медитации.
Независимо от того, что восьмеричная схема Патанджали притязает на универсальность, ею не учитываются некоторые из уникальных тантрических аспектов. Насколько известно, данные аспекты никогда не были организованы в писаниях.
Техники, не обязательные во всех школах Тантры и являющиеся дополнением к восьми йогическим направлениям, это:
1. Предварительная очистка, состоящая из: а) очищения личности; б) очищения области проведения ритуала; в) очищения основной мантры; г) очищения ритуальных субстанций; д) очищения божественного лика.
2. Пурашкарана (подготовительная практика) для выполнения пурна-абхишека (полной концентрации), включающая активную декламацию мантр, при помощи которых ликвидируются препятствия для ритуала и дхьяна (энергии визуализации).
3. Чтение мантры – многосторонний тантрический способ.
4. Создание янтры (или мандалы), которая является местом для божества – выступает в качестве одного из аспектов ритуала Тантры.
5. Ньяса – ритуал отдачи жизненной силы объекта, в том числе своё тело, в котором происходит материализация объекта поклонения.
6. Мудра – представляет собой важный аспект садханы большинства школ. Смысл техники заключается в символичных знаках рук.
7. Гуру-пуджа – церемония поклонения учителю, которого почитают в качестве воплощения Божественного.
8. Дэвата-пуджа – это поклонение собственному божеству.
9. Дакшина – ритуальное подношение учителю.
10. Врата, в буквальном смысле «обет» - предполагает разнообразные обряды, в частности дурга-пуджу – каждодневное поклонение богине Дурге. Оно известно как маха-врата («великий обет»).
11. Янтра – паломничество к энергетически насыщенным и святым местам для последующего выполнения садханы.
12. Дисциплина ползающего или лата-садхана, являющаяся аспектом традиции акулы и тантры левой руки.
13. Амулеты – заговоры и обереги (эти два аспекта обозначаются «броня», «кавача»), имеют немаловажное значение в некоторых школах Тантры.
14. Чакры (алфавитные таблицы), служащие для установления мантры определённого человека.
15. Овладение сиддхи (паранормальными силами), их развитие и использование в роли инструментов чёрной и белой магии в тантризме доведено почти до совершенства.
Как правило, план каждодневных занятий включает в себя следующие практики: очищение элементов; «влитие» ньяса (жизненной силы), при помощи которой человеческое тело превращается в божественное тело; физическое и мысленное поклонение собственному божеству, сопровождаемое чтением мантр и хомой (огненным жертвоприношением). При осуществлении любых внешних церемонний ни в коей мере не умаляется важность внутренней составляющей (глубокая визуализация), которая представляет собой определяющий фактор.
Пуджа (ритуальное поклонение) обычно предполагает четыре формы. Низшая форма – это поклонение божественной статуе или более абстрактному лику – мандале или янтре. Следующим уровнем является чтение мантр и пение хвалебных гимнов (става). Третьей категорией служения выступает йогическое созерцание собственного божества, а главной формой поклонения расценивается абсолютное отождествление с Божественным, когда исчезают все различия.
Нужно отметить ещё один аспект ритуального поклонения. Когда бы практиком ни был бы совершён неправильный поступок, он обязан искупить его, выполнив ритуал, называемый «прайаш-читта». Исходя из тяжести содеянного, компенсировать поступок может чтение мантр или более трудный обряд.
Вставший на тантрический путь обязан прислушиваться к внутреннему мудрому голосу и, исходя из обстоятельств, выявить повышенное усердие в соблюдении ритуалов или снижать их интенсивность и количество. Когда просветление достигнуто, все условные правила и категории переходят в сферу трансцендентального, и стихийное течение жизни выявляется во всей полноте Бытия.