АНОНСЫ

Контакты

Тантра в Ростове
tantra-rostov@mail.ru

Индусская Тантра

Учение Тантры или тантризм имеет все признаки независимой религиозной традиции: своё специфическое учение, своеобразную йогическую и культовую практику, собственные священные книги – Тантры и целый ряд других черт индивидуальной религии. Многие из учёных, в том числе и духовные авторитеты индуизма и тантрики понимают под тантризмом особенную, эзотерическую форму индуизма.

Иначе тантризм именуется шактизмом. Это одна из четырёх главных форм актуального индуизма наряду с родственным тантризму шиваизмом, в том числе смартизмом и вайшнавизмом.

Преобладающее большинство тех, кто придерживается тантрической традиции, являются шактами. Если все шакты в какой-то степени тантрики, то в числе шиваитов имеются как нетантристы, так и тантристы. Шакты или шактисты признают престиж ведических писаний, однако только по мере того, как они утвердятся с Тантрами: Нигамами и Агамами.

Престиж Тантр в шактизме всегда ставится выше всех других индуистских писаний. Тантрики сходи с шиваитами и тоже предпочитают Шиву в роли Всевышнего Бога-Отца, однако в отличие от шиваитов, на деле почитают в большей степени Богиню-Мать, Шакти-Дэви. При этом Шакти в шактизме почитается не только общеиндусскими методами почитания Бога на основании ведической традиции, но и специальными тантрическими методами на основании тантрических указаний.

И буддизм, и брахманистский индуизм так и не смогли в полной мере втянуть в себя чисто тантрические культы. Данная древнейшая религия не перестаёт жить и в настоящее время переживает своеобразный ренессанс, получая всё большее количество приверженцев не только в буддийских странах и Индии, но также в России и на Западе. К тому же в актуальном тантризме установилась явная склонность к обособлению от индуизма и порыв к перевоплощению в новую мировую религию!

В качестве особого направления индуизма тантризм является довольно условно именно по той причине, что тантристы принимают несколько общеиндуистских основ культовой практики и вероучения. Это: признание Вед и других видов ведических священных писаний наряду со своими Тантрами; почитание многих божеств индуистского храма (верховным почитается Шива в роли Бога-Отца и Супруга Богини-Матери); вера в закон Кармы и в перевоплощение душ; определение вечной универсальной религии (то есть Санатаны Дхармы), обладающей двумя параллельными формами – ведической (брахманистский индуизм) и тантрической (тантризм); принципы ненасилия (ахимы) и сострадания ко всем живым, и терпимости к инакомыслящим; вера во внутреннее единение всех религий и всех форм Божественного, почитаемых ими; признание потребности в просвещении и в гуру; почитание большого числа образов и символов божеств в храмах; трудная и довольно развитая система, которая носит, в основном, типично индуистские черты.

Наиболее популярной тантрической классификацией выступает подразделение традиции на 3 пути или категории: «Тантра левой руки» (вамачара, путь левой руки), «Тантра правой руки» (дакшиначара, путь правой руки), и каулизм или путь каулы. Традиция каулы является синтезом путей левой и правой руки. Иногда путь каулы причислется к Тантре левой руки. В некоторых случаях выделяется ещё интегральная, смешанная форма шактизма (мишрачара), последователями которой вместе интегрировано сочетаются вамачара и дакшиначара, при этом избегаются крайности обоих путей.