Путь каулы
Возможно, тантрическое ответвление каула появилось в 50ом веке до Р. Х. и приобрело широкую популярность позже, спустя 3-4 века. Учение является синтезом «Тантры левой руки» и «Тантры правой руки». Школой были выпестованы большинство адептов и оставлены многочисленные писания. Большинство этих писаний, к сожалению, утерялись.
«Кула-арнава-тантра» проводит отличие между семью разновидностями «руководства»:
1. Веда-акара – ортодоксальный брахманизм (ведийский жизненный путь);
2. Вайшнава-акара – путь жизни поклонников Вишну;
3. Дакшина-акара – это путь правой руки;
4. Шайва-акара – путь жизни поклонников Шивы;
5. Вама-акара – это путь правой руки, который в частности подразумевает сакральный половой акт вместе с посвящённой женщиной;
6. Каула-акара – это путь школы каула, являющийся высшей формой духовной практики;
7. Сиддханта-акара – путь жизни сиддханты, являющийся высшей формой Тантры левой руки, предпочитающей внутреннее поклонение.
Данные семь форм формируют лестницу духовного постижения, высшей ступенью которой выступает школа кулы (или каулы). В «Кула-арнаве-тантре» сказывается: «Ничего нет выше каулы».
Традиция каулы отличается присутствием элемента шакти как на практике, так и в теории. В качестве одного из примера данного присутствия выступает кундалини-шакти (учение о силе змеи), а другой пример – то обстоятельство, что женщинам во все времена отводилась в тантрических кругах главенствующая роль. При этом отдавали им должное в качестве жён, и что более важное, как дарующим посвящение.
На основании одной классификации, традиция делится на две школы: сидха каула и йогини каула. Во главе школы йогини каула руководят женщины-адепты (йогини), а во второй – мужчины-адепты (сиддха). Характерные черты традиции каула видны в большинстве тантрических направлений, особенно в кашмирской школе крама и южно-индийской традиции шри-видья. Одним из главнейших тантрических культов выступает культ 64-х йогини, во славу которых были построены несколько храмов округлой формы. Наиболее известный из них располагается в Кхаджурахо; считается, что он был возведён в 600-800-е годы до Р. Х.
Большое число туристов привлекает архитектурный ансамбль храма Кхаджурахо открытостью своих фасадов, которые украшены скульптурными изображениями сексуальных картин.
Йогини, почитаемые в роли божеств, возможно, изначально являлись женщинами-адептами и посвящёнными в тантрические тайны. Их число довольно символично, потому что в некоторых текстах обозначается именно 64 Тантры. Вокруг центрального образа Шивы расположены скульптуры богинь. Образ Шивы изваян или в абстрактной форме, подобно лингаму, или в антропоморфной скульптуре.
Некоторые из текстов также описывают шестьдесят четыре ипостаси Шивы (бхаравы) и шестьдесят четыре ипостаси верховной богини (калы). Вследствие этого, цифра 64 преисполнена значимости и считается священным символом тантры, в сравнении с тем, как число сто восемь почитается в других традициях индуизма.
Термин «кула» обладает не менее двадцатью лексикографическими дефинициями, в числе которых нужно отметить значения «семья», «толпа», «группа». Технически «кула» символизирует итоговую Реальность, которая располагается выше трансцендентных принципов Шакти и Шивы. Но большинство школ и текстов применяют термин для определения «космической семьи», которая олицетворяет Вселенную и силу, ей принадлежащую (а именно, Шакти). «Маханирвана-Тантра» описывает:
«Джива (индивидуальная душа), пространство, принцип природы, эфир, время, земля, воздух и вода именуются кулой.
О первозданная! Кулой-акарой практикуется нирвикальпу (бесформенность), постигая в ней брахман (абсолют) и даруя богатство, освобождение, наслаждение и добродетель».
Подобно «акуле», которая обозначает «то, что не представляет собой кулу», иногда применяется для определения принципа Шивы, в роли противоположности великому бытию как таковому.
Также слово «кула» соотносится с союзом Шакти и Шивы и, продлевая логическую цепочку, его можно сравнить с блаженством, появляющимся в итоге данного союза. И наконец, таким термином обозначают группу эзотериков, которые практикуют традицию каулы.
Те, чьим стремлением является достижение конечной каулы, называются «каулики» или «каулы». Итак, тантрическая традиция может иметь два названия: каула и кула. Термину «каула» даётся в «Кула-арнаве-тантре» эзотерическое объяснение:
«Она именуется каулой, потому что ограничивает каумара (молодость) и тому подобное; потому что рассеивает лайа (смерть), рождение и тому подобное; потому что она взаимосвязана с всеобъемлющей кулой».